ASA - производитель снаряжения для парапланерного спорта. Парапланы, запасные парашюты,
подвесные системы, парамоторы, комбинезоны, шлемы, приборы, литература. А также школа, где мы вас научим летать.
ASA — производитель снаряжения для парапланерного спорта
asa@asa-paragliding.ru, +7 (910) 441-83-50 140180, г. Жуковский ул. Туполева д. 2

Поездка в дагестан, 2001

Вот и состоялась организованная командой ASA поездка в Дагестан, куда нас так активно зазывали наши дагестанские знакомые парапланеристы - Марсель, Шамиль, Рабадан, Мирослав, Дима Самохвалов, который, впрочем, уже как год находится в Москве и работает в одной из московских телекомпаний. Перед этим было знакомство с Марселем и большим количеством прекрасного дагестанского вина, которое он привёз на "Кубок Домбая-2000", приезд Марселя и Шамиля на Юцу в мае, поездка Сергея Острицова и Димы Онищенко вместе с Димой Самохваловым на Новый 2001 год в Дагестан для ознакомления с местностью и съёмок фильма.

И вот мы здесь. Проживание в шикарной, но ещё не достроенной гостинице КаспГазпрома за 250 рублей вместе с питанием сауной, бильярдом и лечением (у гостиницы статус санатория). Нашу команду из 10 человек пополнила Лада Баламут, которая ехала на сборы, организуемые Гусевым Димой, но её привлекли более цивилизованные условия поближе к крупным населённым пунктам. Гостиница находилась в 10 км от Махачкалы и 5 км от аэродрома на берегу моря, до которого было 20 метров.

Каждое утро нас забирал кто-нибудь из наших дагестанских друзей и вёз знакомить с местными достопримечательностями. Каждый день нам подавали "Газель" (700-1000 руб/день), в которую забивались мы вместе с нашими десятью парапланами. Это оказалось оптимальным числом для такого рода путешествий. После того как мы один раз поужинали шашлыком из осетрины, зеленью, коньяком и т.д. за 1200 рублей на 10 человек, мы полностью отказались от гостиничного питания и завтракали после того, как находили какое-нибудь заведение по дороге на гору. Кстати - о горе.

Гора, на которой мы в основном и летали, находится в 30 км от города Махачкала у города Избербаш. Называется гора Пушкинтау за то, что если посмотреть на неё в профиль, то с определённых точек в долине виден отчётливый профиль Пушкина, образованный скальными выступами. Гора находится в 4 километрах от моря и имеет превышение 220 м, тянется на 4 км.

В нашей группе было 6 начинающих пилотов, которые много налетали на лебёдке, но с горок некоторые вообще никогда не стартовали. Когда мы ехали, то слышали очень разноречивые высказывания по поводу погоды в Дагестане от многих людей, которые там не были вообще, либо тех, кто там был давно. Нам говорили , что в этот период в Дагестане дуют страшной силы ветра и что мы не полетаем. Но действительность оказалась намного приятней даже самых лучших наших ожиданий. Всё произошло как по наставлению по производству полётов для начинающих. В первый день небо было затянуто облаками и был очень слабый динамик с периодическими усилениями ровного ветра до 5-6 метров, который позволял набрать ребятам над склоном 20-30 м. И даже наш самый тяжёлый пилот - весящий 120 кг Дмитрий Сергеевич (Большой Дима), который на "Хантере-34" вообще никогда и нигде не мог удержаться, умудрился пролететь 4 км в одну сторону и 4 км в другую, не потеряв высоты (хотя "Хантер" имеет скорость снижения 1.7м/сек в положении отпущенных клевант). Второй день был лучше первого тем, что появились солнечные пятна и удалось поработать в слабых термиках. Ребята-дагестанцы говорили, что в этом месте они набирали на "Блюзе" 600 метров, и мы ждали той погоды, когда это можно будет повторить, а пока смотрели на счастливые лица наших друзей, которые говорили, что в этом месте никогда не было одновременно в воздухе 10 парапланов:

Первого мая, когда происходили вышеописанные события, я следил за ребятами и не был склонен заниматься ничем другим (даже полетать для себя не считал возможным, чтобы в первый полётный день не иметь никаких ЧП), ко мне подошёл один из местных ребят, который увидел наши полёты - и попросил прокатить его на параплане, пообещав в ответ угощение, которое мы запомним на всю жизнь. Я долго отказывался, но потом, узнав, что у наших астраханских друзей есть тандем, согласился. Первоначально нам было обещано 5 кг осетрины и море вина. Сказав водителю, чтобы он съездил за нами, когда мы приземлимся внизу, я взлетел с Абдуллой (так звали пассажира) и увидел, что, может быть, и не придётся садиться внизу, а удастся сесть на место взлёта. Пройдя вдоль склона чуть ниже его кромки, долетев до стены и прижавшись к склону, я начал набирать высоту и в конце четырёхкилометровой гряды уже имел превышение над плато 50 метров. Развернулся и спокойно долетел до места взлёта, где и сел. А пассажир, пока мы летели, бурно высказывал свой восторг и обещал уже привезти не 5 кг рыбы и 6 литров вина (всё это уже лежало у него в машине в качестве презента), а 15 кг рыбы и т.д. На посадке его встречали все родственники и детишки, которых он привёз из города. Подъехал на "Мерседесе" ещё один желающий прокатиться на параплане. Но мы уже собирались, и полёт не состоялся.

На третий день, полетав немного на Пушкинтау и съев пожаренную астраханцами осетрину, заработанную в предыдущий день, мы переехали на горку в районе аэропорта, которую местные ребята называют Треугольник. Теперь уже постоянно сопровождающий нас на своём огромном "Мерседесе" Мурад (желающий полетать) с другом и девчонкой заехал на самую вершину на машине, хотя склон был слишком крутым. Горка чем-то напоминает Юцу и имеет превышение над местностью около 300 метров. Был достаточно сильный вечерний ветер, и ребята, взлетев, достаточно долго держались около склона, но всё-таки этот склон при том слегка боковом ветре, который был, не способствовал парению, так как был достаточно узок. Я развлекался тем, что сначала скатил на "Блюзе-29" Мурада, потом его друга, а когда Мурад сказал, что его девушка, вся в слезах, ушла в машину из-за того, что тоже хотела полетать - в тандеме скатил и девчонку. Внизу, пока мы складываемся, Мурад подходит и спрашивает: "Сколько я должен?", но на ответ "нисколько" очень удивляется и тащит в подарок боевую оборонительную гранату, чем повергает весь наш народ сначала в глубокий шок, а потом в оживлённое состояние - когда вытаскивает из машины в дополнение к гранате помповый "мосберг" и пистолет ТТ. После столь успешного завершения полётного дня пилоты развлекались стрельбой из винчестера по бутылкам. Правда, от предложения бросить гранату мы вежливо отказались. Как потом выяснилось, оружие есть практически у каждого жителя Дагестана, так как во время известных событий оно выдавалось всем под расписку.

Вообще в Дагестане было очень много разных экзотических моментов, о которых стоит написать отдельно. Ведь когда мы выезжаем в разные поездки для полётов на парапланах - летаем мы 1/3 времени, спим 1/6 , едим и пьём (алкоголь) 1/3 времени: ну и остальное на непредвиденные расходы (времени). В один из дней мы реализовали идею по мотивам фильма "Белое солнце пустыни". Мы попросили наших друзей купить для нас 2 кг чёрной икры, которой в Дагестане невозможно купить ни в одном магазине. Той самой чёрной икры, которую, оказывается уже давно запрещено добывать и каким путём она поступает на прилавки московских магазинов - остаётся загадкой. В Дагестане икру можно купить за 1000-1300 рублей килограмм. И оказывается, что икра бывает множества сортов и типов приготовления. В этом может разобраться только местный житель. Сколько может съесть чёрной икры один человек? Два килограмма икры командой из 10 человек мы смогли съесть только за 2 дня. Аллергию на икру выработали.

Что ползает по просторам Дагестана - тоже остаётся темой отдельного разговора. Мы видели и держали в руках огромных желтопузых полозов длиной по метру, огромных черепах. Не видели гюрз и скорпионов, но они там тоже есть. Есть они и на горе Пушкинтау. Но вот количество орлов нас поразило. Один раз, взлетев и набрав 150 метров высоты, я перемещался от потока к потоку не используя вариометр, а подстраиваясь снизу к группе из 15 -30(!) орлов, которые были развешены в разных местах, обозначая термики. Один раз, выходя из спирали, я увидел завершающего такой же манёвр большого орла на моём уровне, только в другом направлении - и как же было смешно смотреть, как он начал лихорадочно загребать лапами и махать крыльями для того, чтобы смотаться от меня в сторону!

Нас очень радовали полёты на Пушкинтау и Треугольнике, но хотелось знать, как летает "Команда-1" с Гусевым в горах. Мы для ознакомления выехали в новое для нас место в 60 км от моря - Микеги, где превышение стартовой точки над долиной было 600 метров (по словам ребят, которые нас туда привозили). Но увидеть те красоты, про которые нам расказывали, мы не смогли, так как, два раза приезжая в Микеги, мы оба раза сидели на стартовой точке в плотном тумане, где видно было не дальше 10 метров. Но в тумане сидели не только мы, так как у команды Гусева облако закрывало старт на 300 метров ниже уровня старта. И когда на третий день мы опять приехали в Микеги, то с радостью увидели "Команду-1", летающую в этом месте. Ребята сообщили , что в 8.30 Латышев с Якуповым уже набирали в потоках 800 метров над стартом, но к нашему приезду облако опускалось всё ниже и ниже и к 12.00 уже закрыло всю гору туманом, дав нам полетать только минут 20. Вокруг формировались грозы и лились на окрестные горы, а Микеги благодаря местной аэрологии оставалось открытым и только в самом конце накрывалось грозой. Так повторялось с завидной регулярностью 3 дня. Но, ребята! Восходящие потоки в 8.30 утра - это сильно, это здорово, это интересно.

8-го мая, подъезжая к горе, мы наблюдали как Гусев, взлетевший со старта, опускается всё ниже и ниже, и, не найдя поток, садится на дороге. Мы его подобрали и поехали наверх. А наверху все один за другим улетали и в сильном термическом потоке уносились вверх. В воздухе образовалась пёстрая команда парапланов на разных уровнях, но никто не стремился улетать на маршрут. Некоторые набирали по 800 метров. Чуть позже взлетел Коля Крушевский на своём великолепном "Прокси-27", и, немного покрутившись над стартом, под уже опустившейся до 300 метров кромкой развернулся и полетел по маршруту, который был поставлен заданием "Команде-1". Уйдя с этой высоты, он в 3-х километрах от старта нашёл поток, обработал его до 900 м и пошёл дальше, где встретил сильный нисходящий поток, и, не найдя больше ничего, пролетел 10 км и приземлился. Но эмоциям его не было границ, т.к. Коле удалось набирать высоту в стороне от облаков и выше облаков, и эта картина его очень впечатлила. Дима Гусев в этот же день пролетел 18 км.

В Дагестане бывает 2 весны. Одна весной, а другая - осенью, когда начинаются дожди, а в июне всё выгорает и становится жёлто-коричневым. Количество осадков минимально, и, как рассказывают местные парапланеристы, термики там умопомрачительные. Мы попали на первую весну - всё было зелёным, цвели огромные поля алых маков, очень вкусно пахло полынью и ещё какими-то травами.

Люди были гостеприимны. Полёты шикарны. Что же; давайте набирать статистику по этому великолепному месту. А в июне там проводится чемпионат имени космонавта Толбоева, который тоже летал на парапланах и сам спонсирует эти соревнования.

asa@asa-paragliding.ru, +7 (910) 441-83-50