Учимся правильно поднимать параплан
Самое первое, чему должен научиться начинающий пилот-парапланерист - это легко и уверенно поднимать свое крыло.
Cовременный параплан поднять очень легко, достаточно просто начать двигаться и крыло само сделает все, что нужно даже в самый полный штиль.
Для демонстрации используется параплан "Блюз".
А ручки-то вот они | Начали! | Тянем |
Еще тянем | Ну, вот и получилось | Бежать приходится - штиль |
Итак, как мы видели, современный параплан можно поднять просто начав двигаться. Однако двигаться приходится весьма решительно и упираться довольно сильно. Во всяком случае в штиль.
Намного легче и надежнее поднять крыло если, начав двигаться, вовремя и вмеру потянуть за передние ряды свободных концов. Смысл этого действия в том, чтобы в процессе подъема крыла немного наклонить вниз переднюю кромку. По-научному это называется уменьшить угол атаки крыла. Главное в этом деле - прочувствовать что такое вмеру и что такое вовремя.
"Вмеру" - это означает потянуть за передние ряды свободных концов с таким расчетом, чтобы между первым рядом строп и вторым рядом возник перепад сантиметров 5-10-15. Чем сильнее потяните за передний ряд, тем быстрее будет подниматься параплан.
Еще больше скорость подъема крыла зависит от силы ветра - чем сильнее ветер, тем стремительнее подъем крыла. Поэтому в штиль лучше тянуть посильнее, а в сильный ветер - потише. Иначе, стремительно поднявшись, крыло с разгона вас обгонит и его передняя кромка подвернется.
Потянуть вовремя означает:
- Не дергайте за передние ряды раньше времени. Начиная двигаться, надо тянуть крыло всем телом и только им до тех пор, пока крыло наполнится воздухом, стропы натянуться и крыло начнет сопротивляться вашему движению. И только тогда уместно "вмеру" потянуть передние ряды.
- Отпустите передние ряды как только крыло выйдет над головой или даже немного раньше.
Итак, немного другими словами. Чтобы легко и просто поднять параплан надо всем телом тянуть крыло за все стропы сразу и в процессе подъема руками регулировать наклон передней кромки крыла ( тянуть за передние ряды свободных концов).
Все сказанное одинаково справедливо как для "прямого старта" (лицом вперед) так и для "обратного старта".
Смотрите на прямой старт
На следующей серии фотографий обратный старт. Здесь все точно так же. А что пилот прицеплен к параплану задом наперед - так это чтоб вам было лучше видно свободные концы, когда и с какой силой их потянуть.
При хорошей технике для подъема крыла нужны совсем небольшие физические усилия. Посмотрите как Юля поднимает свой "Блюз" обратным стартом.
Особо обратите внимание на правильное начальное положение ее корпуса - слабина строп и свободных концов полностью выбрана и она готова качнуться назад чтобы в начальный момент всем телом потянуть крыло за все стропы сразу (фото 1).
В слабый ветерок 2-3 м/с только так можно поднять крыло обратным стартом. А на следующей фотографии видно, как хорошо после качка назад натянуты стропы, потому что Юля тянет их почти всем своим весом. Вот это тот самый момент, когда пора потянуть за передние ряды и крыло поднимется над головой легко и просто.
На остальных фотографиях Юля специально для вас показывает как вовремя и в меру тянуть за передние концы, когда их бросить и как притормозить крыло управляющими стропами.
Конечно, как во всяком хорошем и интересном деле, тут есть свои маленькие тонкости-хитрости. И я про них расскажу.
Хитрость 1
Затяните как следует пряжки вашей подвесной системы. Когда подвесная система на вас болтается - поднять крыло труднее. Ножные обхваты надо затянуть так, чтоб только не мешали ходить и разбегаться на старте. Грудную перемычку затяните, чтобы между карабинами были положенные 42 см, но не более того. Плечевые обхваты должны немного давить на плечи пилоту, когда он стоит ровно (в полете тогда станет как раз). Только спинные обхваты можно не затягивать до упора, их лучше регулировать в подвешенном (полетном) положении.
Хитрость 2
Не поленитесь хорошо разложить параплан перед стартом. Это значит, что он должен лежать на спине лапками кверху (т.е. стропами кверху), при этом лежать таким полукругом, чтобы стропы переднего ряда были все одновременно почти натянуты, без слабины, при том слева и справа одинаково. А если удастся сделать так, чтобы еще и воздухозаборники были приподняты и образовывали такую полукруглую "стенку", то это совсем идеальная позиция для успешного старта.
Хитрость 3
Как случайно не потянуть за передние ряды свободных концов раньше времени?
Это просто. Начиная стартовать держите передние ряды так, чтобы они были полностью растянуты, чтобы не было слабины и при этом не напрягайте руки. Это обстоятельство особенно старательно надо отслеживать, если свободные концы вашего параплана очень длинные. Такие свободные концы бывают у парапланов, которые допускают большой ход акселератора. На фото ниже слева показано, как надо держать свободные концы на старте, а на фото ниже справа - как не надо.
Правильно держать передние ряды так | Неправильно держать передние ряды так |
Хитрость 4
Как не дать крылу после подъема обогнать пилота и подвернуть переднюю кромку?
Дело в том, что пока крыло поднимается, оно тянет пилота назад, не дает ему разгоняться и взлетать. Но как только поднимется в полетное положение - сразу устремляется вперед и старается обогнать пилота. И если сумеет обогнать, то подворачивает переднюю кромку и падает. Поэтому, пилот должен быть готов сразу двинуться вперед и, возможно, притормозить крыло управляющими стропами.
Типичные ошибки
Типичные ошибки молодых (и не только) пилотов при подъеме крыла:
Дергать крыло с разбега. Даже в самый полный штиль лучше нагружать крыло плавно, для разбега достаточно 1-2 шага.
Еще хуже начинать подъем крыла с дерганья его за передний ряд. Вредность этого движения в том, что из-за него сморщивается лобик профиля крыла (самая аэродинамически чувствительная часть) вместе с воздухозаборниками, аэродинамика полностью нарушается и в результате крыло поднимается медленно и мучительно. При этом все время норовит свалиться в сторону. И потому еще раз большими буквами.
Сначала всем телом тянем все стропы сразу. А когда крыло наполнилось воздухом и все стропы натянулись, то продолжаем тянуть всем телом, а скорость подъема регулируем натяжением передних рядов свободных концов.
Неправильное начальное положение пилота. Это когда при подъеме крыла стропы с одной стороны натягиваются раньше, чем с другой. От этого крыло поднимается с креном.
А еще бывают слишком коротко привязаны управляющие стропы. Свободный ход строп управления должен быть хотя бы 10-15 см. Если свободный ход слишком мал или вовсе отсутствует, то, потянув за передний ряд, вы одновременно потяните заднюю кромку управляющими стропами. А это все равно, что одновременно давить и газ и тормоз.
Много других разных ошибок.
В заключение
Описанный здесь способ (точнее стиль) поднимать крыло параплана является единственно правильным. В том смысле, что он универсальный. Да, некоторые парапланы в некоторых условиях допускают отступления от описанного стиля. Но любой современный параплан в любых условиях лучше всего поднимать так, как написано выше жирным шрифтом.