Каким должно быть современное учебное крыло
По моей современной концепции обучения школьное крыло не должно быть «утюгом», «дуболетом», итд. Во всяком случае для учеников, у которых есть планы совершенствоваться и летать на нормальных современных крыльях.
Принцип постепенности в чистом виде здесь неуместен. Процесс переучивания с «утюга» на нормальное крыло трудный и более опасный, чем обучение сразу на крыле с нормальной управляемостью и нормальной степенью демпфирования.
Управление парапланом (самолетом, автомобилем) в большой степени состоит из непосредственной реакции на быстро меняющиеся условия, «из рефлексов». Наука психология утверждает, что в сложных, стрессовых ситуациях вылезут именно начальные рефлексы, сформировавшиеся под действием начального стресса. Переучивание формирует навыки работы, но не меняет рефлексы. «Перепрограммирование» рефлексов, у нормальных людей, происходит на фоне нового стресса. Скорее всего этот новый стресс случится уже в реальных, сложных условиях, а не просто от первого учебного полета.
Поэтому, для учебного параплана правильный баланс между управляемостью, устойчивостью, демпфированием, аэродинамическими характеристиками и т.д. является главным критерием.
Параплан ASA «Тайран 5» стал результатом многолетних поисков этого баланса.
Кравченко Александр