ASA - производитель снаряжения для парапланерного спорта. Парапланы, запасные парашюты,
подвесные системы, парамоторы, комбинезоны, шлемы, приборы, литература. А также школа, где мы вас научим летать.
ASA — производитель снаряжения для парапланерного спорта
asa@asa-paragliding.ru, +7 (910) 441-83-50 140180, г. Жуковский ул. Туполева д. 2

Введение в параглайдинг

Определение силы ветра

В парапланеризме недостаточно знать, что ветер силен или слаб. Он должен быть оценен и измерен более точно, предпочтительно с использованием инструмента - измерителя силы ветра. Если у вас нет такого инструмента, вы все же можете грубо оценить силу ветра по следующим приметам: БЕЗВЕТРИЕ: Дым поднимается вертикально. Ветровые чулки и полоски бумаги (полоска туалетной бумаги годится для этого) висят вертикально вниз. СЛАБЫЙ ВЕТЕР (10-15 км/ч): можно почувствовать лицом. Ветровые чулки и полоски бумаги шевелятся. Лис-тья шуршат. На воде рябь. СРЕДНИЙ ВЕТЕР (15-25 км/ч): Пыль и бумага разлетаются вокруг. Маленькие ветки шевелятся. Ветровые чулки и полоски бумаги стоят под углом. Волны на воде с появляющимися изредка белыми гребешками. СИЛЬНЫЙ ВЕТЕР (25-35 км/ч): Небольшие ветки колеблются. Ветровой чулок в горизонтальном положении. Волны с белыми барашками. СЛИШКОМ СИЛЬНЫЙ ВЕТЕР: Вы можете слышать ветер. Крупные ветви колеблются, гудят телефонные провода, волны большие с полосками брызг и барашками; НЕ ЛЕТАЙТЕ!

Безветрие

Мы предполагали условия безветрия в главах о первых полетах, но вернемся к ним снова с учетом дополнительных знаний об относительных скоростях. В полностью безветренную погоду, когда скорость воздуха по отношению к земле равна нулю, все наши скорости относительно воздуха будут теми же относительно земли. Это значит, что, если мы достигли на земле скорости 25 км/ч во время бега при взлете, наша "воздушная" скорость будет тоже 25 км/ч, т. е. достаточной, чтобы параплан поднял нас. Если во время торможения при посадке мы уменьшили "воздушную" скорость, примерно, до 20 км/ч, это будет наша скорость относительно земли в момент касания.

Полеты в безветрие имеют свои преимущества и недостатки. Преимущества заключаются в том, что вы можете взлетать и садиться в любом выбранном вами направлении. Ваша скорость в воздухе с поднятыми руками около 35 км/ч будет вашей скоростью относительно земли независимо от направления. Если ваше аэродинамическое качество 4:1 , вы сможете покрыть расстояние в 400 м с высоты 100 м в любом направлении. Наклон вашего холма может быть довольно отлогим, лишь немного круче, чем угол планирования. Поэтому, если у вас есть холм конической формы с плоской вершиной вы можете взлетать в любом направлении и приземляться в любой подходящей точке внизу в безветренный день.

Недостаток безветренного дня в том, что скорость при старте около 25 км/ч, - чего никто, кроме фанатичных атлетов не любит, - а посадочная скорость около 20 км/ч, что плохо, особенно, когда на месте посадки под покровом травы имеются выступы скалистых пород и рытвины. В целом, недостатки полетов в нулевой ветер перевешивают преимущества. Это можно делать, когда вы хорошо натренированы во взлетах и посадках, но это не очень приятно и не рекомендуется.

Слабый ветер (до 15 км/ч)

Теперь мы собираемся наслаждаться данным видом спорта, т. к. будем совершать взлет и посадку против ветра, помня все время то, что мы изучили об относительных скоростях.

ВЗЛЕТ: Вы, как и раньше, стоите на вершине холма, лицом к ветру, но ваша "воздушная" скорость уже около 15 км/ч. Когда вы начинаете бежать, вы только должны добавить скорость около 10 км/ч относительно земли - "ленивая рысь", - чтобы достичь воздушной скорости 25 км/ч, необходимой для покидания земли. Это большое удовольствие после того теоретического бега со скоростью 25 км/ч, который мы проделывали ранее, и вы уже никогда снова не захотите летать в безветрие. Есть и другое преимущество при взлете, нет, даже удовольствие, если этот ветер достаточно силен. Помните, как мы должны были бежать, смотреть вверх, проверяя купол, продолжать бег, чтобы он наполнился воздухом над нашей головой, ускоряться и т. д? Ну, а сегодня, раз купол поднялся, нам опять нужны 25 км/ч воздушной скорости для параплана, чтобы он выдержал наш полный вес, но ветер в 15 км/ч уже достаточен для поддержки самого параплана весом 5 кг, и вы можете просто стоять и смотреть на прекрасно наполненный параплан над вашей головой, а затем, когда вы будете готовы, сделать несколько шагов бегом - и взлететь.

ПОСАДКА, опять ПРОТИВ ВЕТРА, даже легче. Приводя руки вниз и назад, уменьшая воздушную скорость, примерно, до 20 км/ч, а затем вычитая из этого противоположный ветер в 15 км/ч, получим, что ноги коснутся земли с относительной скоростью 5 км/ч - скоростью пешехода!

НАКЛОН ХОЛМА должен быть круче, и это нужно пояснить. Ваш угол планирования по отношению к воздуху по-прежнему 4:1. Но т. к. вы летите против ветра, он не остается равным 4:1 по отношению к земле. Ваша скорость относительно земли уменьшилась до 20 км/ч, в то время как скорость снижения (погружения) порядка 2 м/сек осталась прежней. (Вертикального движения воздуха, которое могло бы повлиять на нее, нет), что дает гораздо более крутой угол планирования по отношению к земле, почти вдвое круче, чем прежде. Поэтому при таком ветре ваш холм должен быть даже круче, чем угол планирования - не больше 2:1. (Это все же еще не так круто, чтобы вы не смогли бежать по нему вниз во время взлета, если понадобится, или вскарабкиваться назад после посадки у подножия).

Теперь давайте посмотрим, что происходит, когда вы ЛЕТИТЕ ВМЕСТЕ С ВЕТРОМ. Наша "воздушная" скорость, как всегда, 35 км/ч. К этому надо добавить 15 км/ч скорости ветра, что делает скорость относительно земли равной 50 км/ч! Это довольно быстро, и мы можем покрыть значительный кусок земли за короткое время, летя с таким ветром. Наш угол планирования относительно земли также будет очень пологим: 50 км/ч - это примерно 14 м/сек, в то время как снижение остается равным 2 м/сек, т. е. Аэродинамическое качество составляет 7:1. Но ПОСАДКИ С ВЕТРОМ нужно избежать любой ценой. При скорости 40 км/ч она слишком быстра и опасна. ВЗЛЕТАТЬ ВМЕСТЕ С ВЕТРОМ практически невозможно. Вы должны бежать со скорос-тью 15 км/ч, чтобы "нейтрализовать" ветер сзади и потом добавить еще 25 км/ч, чтобы взлетать, т. е. бежать нужно со скоростью 40 км/ч. Меньше, чем это значение, - и вы упадете во время взлета при очень высокой скорости относительно земли. ПОЛЕТ ПОПЕРЕК ВЕТРА со скоростью 35 км/ч добавляет боковой дрейф со скоростью 15 км/ч, и результирующая скорость относительно земли будет больше. В случае ПОСАДКИ ПОПЕРЕК ВЕТРА вы коснетесь земли на большей скорости, чем минимальная скорость, вызывающая схлопывание параплана - 20 км/ч, и касание будет боковым, что рискованно.

Суммируем: взлеты и посадки на слабых ветрах приятны и легки в том случае, когда вы взлетаете и садитесь навстречу ветру. Будьте внимательны к направлению ветра все время и не поворачивайтесь спиной к нему вблизи земли.

Средний ветер (15-25 км/ч)

Это чудесный ветер для полетов. Все влияние ветра на ваш полет, описанный в предыдущей главе, применимо и здесь, но даже с большим эффектом.

ВЗЛЕТ: Этот ветер достигает или сравнивается с вашей средней скоростью полета 25 км/ч. Вам не придется больше бежать вперед во время взлета, в худшем случае вы сделаете несколько шагов как пешеход. Параплан может поднять вас даже в момент раскрытия над головой без какого-либо движения вперед с вашей стороны, если вы привели руки вниз на уровень плеч. Наполнение параплана воздухом тем методом, который был использован раньше (пилот стоит липом вперед, а параплан на земле за ним), становится трудным при таком ветре. Существует момент, когда купол, более или менее надутый, начинает подниматься сзади вас под почти прямым углом к земле, подставляя всю свою поверхность ветру. Он превращается в мощный парус, пытающийся - и часто удачно - бросить вас на спину и потащить по земле, подбрасывая вверх и из стороны в сторону.

ОБРАТИТЕСЬ ЗА ПОМОЩЬЮ. Попросите кого-нибудь подержать передние ремни вашей подвески, сделать несколько шагов вперед вместе с вами и держать до тех пор, пока ваш параплан не раскроется в безопасности над вашей головой, проверенный и выровненный по ветру, и пока вы не попросите отпустить вас. Если это один из ваших друзей по парапланеризму, он будет знать, что делать. Если это просто наблюдатель, объясните ему точно, что должно происходить и чего вы ждете от него. (И не забудьте поблагодарить его после взлета). Если же вы один, подумайте дважды о необходимости полета.

Взлет в сильный ветер

Взлет обычным способом, лицом к ветру, не совсем легкое дело. Сила сопротивления поднимающегося параплана дергает ваши плечи назад. Вы не знаете, что происходит с куполом, пока он не окажется над вашей головой, и вы вытягиваете шею, чтобы увидеть его. Если одна сто-рона не надулась как следует и вы должны помочь ей несколькими рывками стропы, или если вам нужно выровнять купол по направлению взлета, все это приходится делать на бегу. Но если ветер достаточно силен, чтобы держать купол над вашей головой без всякого бега, имеется лучший и более удобный путь его поднятия.

Начнем с того, что не надо разворачивать весь купол. Разверните только около трети купола - его центральной части - оставив края в складках, наподобие аккордеона. Другой вариант - это форма "веера" или "подковы". В обоих случаях нужно тщательно разобрать стропы, как и раньше. Когда вы начинаете поднимать купол, центральная часть наполняется воздухом первой и пойдет вверх, соответственно, с меньшим сопротивлением. Боковые части надуются с небольшой задержкой, делая всю процедуру более легкой.

Подготовьте все к взлету. Теперь, находясь в подвеске и липом вперед соберите оба свободных конца в правую руку, проведите их над головой и повернитесь кругом налево. Теперь к ветру обращена ваша спина, вы смотрите на купол, а свободные концы перекрещены прямо перед вами: (Конечно, вы можете точно так же повернуться кругом направо, провести свободные концы над своей головой левой рукой. Это вопрос личного выбора). Только в случае, если ветер очень мягкий и вы вполне уверены, что сможете удержать купол так, чтобы он не тащил и не поднимал вас, действуйте в одиночку, а иначе - зовите друга или даже двух, чтобы они встали сзади вас и держали вас за заднюю часть подвески.

Теперь возьмитесь за передние лямки, не перекрещи-вая руки, и поднимайте их понемногу. Сделайте один - два шага назад, чтобы натянуть стропы, встряхивая их. Этого может оказаться вполне достаточно, чтобы купол начал наполняться воздухом и подниматься. Вы и ваш помощник (помощники) должны быть готовы к этому. Если нет, то еще один шаг назад - и натяжение строп сделает это. Вы можете противостоять сопротивлению, наклоняясь назад в подвеске, как бы полусидя в ней. Также неплохо то, что вы наблюдаете за парапланом с самого начала и можете противодействовать любым неожиданностям, которые внезапно появились.

Он наполняется воздухом и поднимается ровно, прекрасно. Если он поднимается и надувается с одной стороны быстрее, чем с другой, дерните за свободный конец с "ленивой" стороны, позволяя другой уйти немного назад. Если параплан так или иначе наполнился и поднялся, а затем "встал" примерно под 45 градусов и тащит вас назад, сделайте хороший рывок обоих свободных концов. Это приведет переднюю кромку вперед и вниз, уменьшая угол атаки, и силу сопротивления и заставит ваш параплан пойти вверх. Как только он оказался наверху, отпустите свободные концы - они сделали свое дело. Возьмите в руку вместо них управляющие стропы - потому что сейчас наступил момент, когда параплан может начать поворачивать влево или вправо, качаться из сторо-ны в сторону, и требует контроля.

Всегда помните, каким образом вы поворачивались, и поворачивайтесь назад в обратном направлении. Пока вы разворачиваетесь, ваши партнеры должны перенести свои руки с задней час-ти подвески на переднюю. Теперь проверьте наполненность параплана воздухом над головой и его устой-чивость. Начинайте бег вперед и ускоряйтесь, как вы делали раньше. В средний ветер вы были бы в воздухе всего после нескольких шагов. В сильный ветер на краю обрыва вы можете быть подняты с точки, как только помощники отпустят вас, и вы начнете парение вверх с момента начала полета. (Больше об этом будет сказано в разделе о парении над обрывом). Вы получите достаточно ясное предупреждение об этом еще на земле: если ваши помощники поднимут руки, конечно, не отпуская вас, ваши нога оторвутся от земли. Это взлет наподобие вертолетного, только без пропеллера и без шума. Всегда безопаснее, если кто-то есть рядом, когда вы взлетаете, и даже более важно, чтобы кто-то был на месте приземления. Если наверху вас только двое, то для того, чтобы известить своего друга о посадке, вам поможет рация.

НАКЛОН ХОЛМА в ветер, почти равный вашей полетной скорости, должен быть почти вертикальным - это ясно. Поначалу жутко взлетать с края пропасти, но хороший инструктор с рацией поможет вам развить уверенность и квалификацию, необходимую для таких взлетов.

ПОСАДКА также легче, чем при слабых ветрах. Выполняйте полет с руками поднятыми над головой, как и ранее, на полной полетной скорости и выходите на посадку, снижаясь, пока вы не будете лететь горизонтально, ногами почти не касаясь земли. Не приводите руки вниз, пока вы не остановитесь полностью относительно земли. С последних нескольких сантиметров вы после этого упадете, но это будет наимягчайшее касание, и оно не требует никакого бега. Пожалуйста, отметьте, что можете не приводить руки до конца вниз. Если вы это сделаете, а скорость ветра, скажем, 25 км/ч, что больше, чем скорость, при которой вы начинаете падать (20 км/ч), вы обнаружите, что вы не просто остановились в воздухе, а вас толкает назад при скорости (помните?) 25-20=5 км/ч: это пешеходная ско-рость, но совсем неприятно н небезопасно приземляться задом наперед. Как только вы остановились и отпустили купол вниз, повернитесь кругом и бегите к вашему параплану, ослабляя стропы, и предотвращая возможность того, что параплан потащит вас по земле. Вы можете также поднять руки после касания с землей, оставляя ваш купол наверху и "пройтись" с ним в место, более подходящее для его сдувания и сворачивания.

ПОСАДКА С ВЕТРОМ ТЕПЕРЬ ОЧЕНЬ ОПАСНА. В момент касания ваша скорость в 20 км/ч сложится со скоростью ветра 20-25 км/ч, что дает наземную скорость 40-45 км/ч. Это можно делать в случае необходимости, но хороший пилот должен предусматривать такие случаи за-ранее. ПОСАДКИ ПРИ БОКОВОМ ВЕТРЕ также рискованны. При воздушной скорости ветра вперед, приблизительно равной вашему боковому сносу, вы коснетесь земли со скоростью около 30 км/ч и под 45 к направлению, вдоль которого вы смотрите. ЧЕМ СИЛЬНЕЕ ВЕТЕР. ТЕМ БОЛЕЕ ВАЖНО, КАК СОВЕРШАТЬ ПОСАДКУ.

СОВЕРШАЯ ПОЛЕТ ПРОТИВ ВЕТРА, вы имеете очень низкую скорость относительно земли. Если лобовой ветер имеет скорость 25 км/ч, а вы летите с максимальной скоростью 35 км/ч, то относительно земли будет всего 10 км/ч. Приведите руки чуть ниже и вы уменьшите скорость до скорости пешеходного шага. Еще немного, и вы зависнете над одной точкой, как геликоптер или пустельга, хотя ваша воздушная скорость достаточно безопасна и хороша - 25 км/ч, она просто сравнялась со скоростью встречного ветра.

ПОЛЕТ ВМЕСТЕ С ВЕТРОМ быстр и весел: 35+25=60 км/ч! Вы можете покрыть большие расстояния за короткое время с малой потерей высоты, но не делайте этого вблизи земли.

Сильный ветер (25-30 км/ч)

На своем верхнем пределе этот ветер приближается к нашей максимальной скорости полета. Еще чуть-чуть, и мы не сможем продвигаться против него. Еще немного к этому, и он начнет сдувать нас назад - критическая ситуация, которой нужно взбегать любой ценой. КОГДА ВЕТЕР ПРИБЛИЖАЕТСЯ К МАКСИМАЛЬНОЙ ПОЛЕТНОЙ СКОРОСТИ, НЕ ЛЕТАЙТЕ. Когда он силен, но не крайне, ВЗЛЕТЫ И ПОСАДКИ становятся даже легче, чем в средние ветра; вы взлетаете и садитесь практически в одной точке; но старайтесь найти ДВУХ ПОМОЩНИКОВ вместо одного для взлета; ваш параплан может выкидывать дикие вещи, когда вы наполнили его воздухом, такие как протащить вас и одного помощника на некоторое расстояние назад, как бы вы ни зарывались каблуками в землю. Возможна следующая ситуация: вы поднимаетесь вверх, в момент, когда стоите спиной к ветру и еще не успели развернуть лямки в нормальной положение (т.е. они перекрещены) и взяться за ручки управления. Параплан не поднимет трех человек в воздух (только если они очень легкие), и один из помощников обычно справляется, но лучше, когда их двое.

Ваш УГОЛ ПЛАНИРОВАНИЯ против ветра теперь очень крут, почти вертикален, и таким же должен быть НАКЛОН ХОЛМА, иначе вы не сможете не задеть его и будете отброшены на него ветром. Во время захода на посадку - при полной полетной скорости, как обычно, - вы будете снижаться почти вертикально. Даже меньшего вытягивания управляющих ручек теперь будет достаточно для выравнивания на том уровне, когда нога почти касаются земли. В момент касания параплан останется над головой; чтобы схлопнуть его, еще раз приведите руки полностью вниз (или потяните передние лямки, можно одну из них), но одновременно развернитесь и бегите по направлению к параплану, чтобы ослабить стропы. Если этого не сделать, он выкинет старый трюк: превратится в мощный парус и потащит вас по земле.

ПОЛЕТ С ВЕТРОМ теперь будет даже быстрее по отношению к земле, чем раньше. Ваша максимальная ско-рость 35 км/ч плюс подобный же ветер дадут скорость относительно земли близкую к 70 км/ч! Ни в коем случае, повторяем, ни в коем случае не входите в контакт с землей, склоном, деревом или еще чем-либо на этой скорости. Вы можете растянуть связки или сломать что-нибудь, а может даже погибнуть. Всегда поворачивайте назад на-встречу ветру на безопасной высоте. Боковой дрейф при полете поперек ветра будет теперь очень велик и угол полета окажется порядка 45 . Если вам хочется двигаться перпендикулярно ветру, вы должны ориентировать ваш параплан примерно под 45 на ветер, двигаясь по выбранному пути за счет сноса ветром. Помня, что ваше продвижение против ветра совсем ма-ло, если не равно нулю, не снижайтесь за выбранной точкой приземления, т. к. вам не удастся вернуться к ней. Вместо этого встречайте ветер прямо над точкой приземления. Если вы чувствуете, что получается перелет места посадки, опустите руки немного, и возросшее сопротивление снесет вас назад за счет уменьшения скорости, пока вы не скорректируете точно конечный пункт приземления или пока не настанет момент вертикального снижения, либо снижения с небольшой скоростью, направленной вперед, для мягкой посадки.

Слишком сильный ветер (больше, чем ваша максимальная скорость в воздухе)

Даже не думайте распаковывать свой параплан. Если вам повезет, вас протащит по камням, колючкам, изгородям, канавам, поверх скота, запаркованных автомобилей и всего, что может содержать ландшафт позади вас. Если не повезет, вас поднимет в воздух, отнесет назад и обрушит на все перечисленные предметы, возможно с большой высоты благодаря турбулентным потокам. Так что это время для отдыха в ближайшем баре или кинотеатре или за игрой в шахматы, за книгой, т. е. время занятий любой деятельностью по вашему выбору, кроме парапланеризма.

Суммируем:

В сильный ветер, даже если он не достигает вашей максимальной полетной скорости, полеты могут быть рискованными. Очень слабый ветер или отсутствие ветра заставляют вас бежать быстрее при взлете и посадке. Умеренный ветер, скажем между 10 и 25 км/ч лучше всего подходит для первых полетов, не первых 3-4, а первых 30-40 полетов. Научившись мастерству во всех стадиях полета на средних ветрах, вы можете постепенно и осторожно пытаться летать и при более сильном, и при более слабом ветре, и вы будете приятно удивлены тем, что теперь - по получении соответствующего опыта - не так трудно управлять и в этих случаях.

Изменение ветра

Деление ветра на группы, соответствующие его силе, просто на бумаге, но в поле скорость и направление ветра не остаются постоянными всегда. Вот почему так важен измеритель скорости ветра. Когда вы прибыли на место взлета, не доставайте его на минуту, чтобы посмотреть, какова скорость ветра в данный момент. Держите его над головой несколько минут, чтобы понять, устойчив ли ветер или порывист, а если так, то какова скорость на верхнем и нижнем пределе порыва, какова неожиданность порывов - не делайте полет рискованным. И после этого продолжайте наблюдения за ветром. Ес-ли он устойчив, он не изменится за время короткого планирования. Но он может измениться - и это часто происходит - от часа к часу, поэтому продолжайте следить за ним и проверять, не изменился ли он. Но ВЕТЕР ИНОГДА ТЕРЯЕТ ЧАСТЬ СВОЕЙ СКОРОСТИ ИЛИ ВСЮ СКОРОСТЬ НЕПОСРЕДСТВЕННО НАД ЗЕМЛЕЙ, а точнее там, где он влияет на вашу посадочную скорость относительно земли. Этот эффект происходит из-за явления, название которого - градиент.

Градиент

Это эффект, обусловленный трением между нижними слоями движущегося воздуха и землей, над которой он движется. Это трение может быть мало, если земля гладкая и ровная, например, травянистое поле. Оно возрастает резко, если присутствуют неоднородности типа кустов или деревьев в районе посадки. Чем сильнее ветер, тем больше градиент. Этот градиент означает, что ваш ветер может оставаться постоянным на всех высотах, но затем, как раз тогда когда вы окончательно заходите на посадку и он вам нужен, чтобы уменьшить скорость относительно земли, он начинает исчезать. Именно поэтому вас просили всегда при заходе на посадку хотя бы на десяти последних метрах высоты иметь максимальную воздушную скорость, когда руки так высоко, как только возможно. Тогда, если градиент заставит вас частично потерять вашу воздушную скорость, ее все же окажется достаточно, чтобы не сорвать обтекающий крыло поток и не упасть.

Если же это происходит на достаточной высоте и градиент не слишком резкий, ваш параплан автоматически наберет недостающую скорость и без вашего участия так, что вы даже не заметите этого. Вы сможете затем выровняться и совершить нормальную посадку, немного удивля-ясь тому, что она произошла быстрее, чем вы ожидали при данном ветре. Хороший путь избежать неприятных сюрпризов из-за градиента - это посетить место посадки прежде, чем вы пойдете на вершину холма, и измерить не только силу ветра внизу, но и его направление; оба этих параметра могут отличаться от того, что вы найдете наверху. Если вы можете установить ветровой чулок на месте вашей посадки (длинная палка с куском туалетной бумага тоже годится, и вы не разоритесь, если ее украдут), вы будете иметь возможность наблюдать за силой ветра в месте посадки во время своего полета; а лучше всего, конечно, если кто-то с рацией останется там внизу.

[Назад][Далее][Оглавление]
asa@asa-paragliding.ru, +7 (910) 441-83-50