ASA - производитель снаряжения для парапланерного спорта. Парапланы, запасные парашюты,
подвесные системы, парамоторы, комбинезоны, шлемы, приборы, литература. А также школа, где мы вас научим летать.
ASA — производитель снаряжения для парапланерного спорта
asa@asa-paragliding.ru, +7 (910) 441-83-50 140180, г. Жуковский ул. Туполева д. 2

Введение в параглайдинг

Летим

Мы еще не рассмотрели всей теории, которую должен знать полностью оперившийся пилот параплана, и вернемся к ней; но уже можно запускать вас на первые тренировочные полеты.

Есть три способа научиться летать: 1) Владея собственным парапланом, заняться самообучением - НЕ ДЕЛАЙТЕ ЭТОГО! Это можно сделать, и некоторые, кто это пробовал, живы до сих пор, но не стоит так рисковать. Самообучение - это получение знаний от очень некомпетентного учителя. Вы можете учить себя играть в бридж, шахматы, овладевать сами языками, а затем улучшить свои знания на практике, но в парапланеризме вы можете не дожить до настоящей практики. Просто НЕ ДЕЛАЙТЕ ЭТОГО.

2) Учиться у своего друга: Это лучше, но по-прежнему рискованно, если только ваш друг не квалифицированный инструктор.

3) Пройти школу. Это наилучший и наиболее безопасный путь. Когда вы впервые подниметесь в воздух под куполом параплана, вы будете благодарны своему инструктору за все, чему он вас научил: и за его ободряющий голос, и за инструкции по рации; и вы поймете, что деньги, которые вы потратили на обучение, были лучшей инвестицией, сделанной вами в жизни.

Если у вас есть выбор между двумя и более школами парапланеризма, проведите какое-то время, наблюдая за их работой, прежде чем поступить на курсы. Достаточно ли оборудования? (По параплану на каждого - это наилучший вариант). Есть ли радиоконтакт между инструктором и учеником во время полетов? Ученику нужен только приемник; вы не должны спорить с инструктором во время полета, да вы и не можете нажать кнопку, чтобы поговорить с ним в любом случае, т. к. руки у вас заняты управлением. Последнее, но не менее важное - это выглядит ли инструктор компетентным, а ученики - счастливыми.

Одежда

Вам следует надевать шнурованные ботинки, достаточно высокие, чтобы плотно облегать ваши лодыжки - наиболее уязвимую часть при жесткой посадке. Второй необходимый пункт - противоударный шлем, предохраняющий не только верхнюю часть головы, но и лоб, и затылок. На нем должны быть отвер-стия в месте, противоположном вашим ушам, позволяющие слушать инструктора и ветер. Это не должна быть самая крупная и самая тяжелая мотоциклетная модель, но она должна обеспечивать достаточно хорошую защиту, как, скажем, в случае падения с быстро движущегося велосипеда. Рекомендуем длинные спортивные брюки для защиты от царапин и ушибов, а в холодную погоду - длинные рукава и перчатки.

Раскладка и проверка вашего параплана

Достаньте ваш параплан из сумки и разверните его на земле. Купол должен лежать на земле своим верхом, а нижней частью, наоборот, вверх, так чтобы точки присоединения всех строп были видны наверху. Закрытая задняя кромка должна лежать по направлению взлета, а передняя кромка с отверстиями - дальше сзади. Стропы идут вперед, заканчиваясь на подвеске. (Если стропы перепутаны, простого встряхивания достаточно, чтобы распутать их).

Проверьте купол на наличие дырок и порезов. Маленькая дырка не повлияет на ваш полет, хота лучше ее заделать при первой же возможности, желательно сразу, используя специальную заплатку с клеем. Большой порез может разбалансировать ваш параплан, сделав его небезопасным, и он должен быть заделан экспертом.

Далее обследуйте стропы. Их очень много, и каждая должна быть плотно присоединена к куполу, друг к другу, где они сходятся, в к металлическим соединениям на конце сиденья без чрезмерного изнашивания где бы то ни было. Хорошенько осмотрите управляющие стропы там, где они проходят через кольца, а также узлы, которыми они крепятся к ременным ручкам.

Крепление строп к свободным концам осуществляется металлическими карабинами с нарезными гайками, которые держат их в закрытом состоянии после сборки строп и строп управления. Проверьте, пытаясь сжать замковые гайки рукой, полностью ли они замыкают карабины. При закрытии этих замков обычно зажимают гайку гаечным ключом, но не более, чем на четверть оборота. Излишний зажим может привести к появлению разрушающего напряжения и ослабить замок. Два аналогичных замка чуть большего размера присоединяют свободные концы к подвеске. Они также могут быть подпружиненными карабинами защелкивающегося типа, используе-мыми альпинистами; в любом случае имеется замковая гайка, которая должна быть полностью поджата.

Защелкивающиеся карабины из алюминиевого сплава (который часто называют дюралюминием), как известно, могут ломаться - предположительно крайне редко - и осторожные альпинисты и пилоты никогда не используют их по одной, а обязательно в паре. Причина поломок, по-видимому, в том, что трудно проверить 100%-ную надежность с точки зрения внутренних напряжений (рентгеновскими и другими методами) в процессе производства. Стальные карабины (обычно из нержавеющей стали) не подпадают под эти подозрения. Ваша подвеска состоит из широкого ремня с подкладкой, который проходит под вами и идет наверх примерно до уровня плеч, заканчиваясь двумя карабинами, пристегивающими его к свободным концам. Вы сидите в подвеске, как в качелях. Все другие ремни, вокруг бедер, груди и сзади - служат просто для того, чтобы предохранить вас от выпадения из подвески: они имеют застежки, чтобы подходить всем по размеру.

Проверьте все ремни и швы на износ и разрушение. Ваш параплан разработав так, чтобы противостоять в несколько раз большему напряжению, чем то, которое может возникнуть когда-нибудь в полете: но неправильное обращение и пренебрежение проверкой может уменьшить это качество до опасного уровня. Основательная предполетная проверка добавит вам спокойствия после взлета.

Замечание о ветре

В дальнейших описаниях ваших полетов мы будем предполагать, что ветер любой силы и с любого направле-ния просто отсутствует. Ветер столь важен - он может так сильно помочь или навредить вам, - что мы отведем ему, чуть позже, несколько отдельных глав.

Подготовка к взлету

Ваш параплан разложен на земле, и все стропы расправлены. Проверьте, хорошо ли зашнурованы ваши ботинки. Наденьте ваш шлем и застегните ремень под подбородком, прежде чем влезть в подвеску. Внезапный порыв ветра (маловероятный в день, выбранный вашим инструктором дня первых полетов) может превратить ваш параплан в парус, который потащит вас по земле. Застегнитесь в подвеске и проверьте все пряжки и приспособления. Если у вас есть радиоприемник, ваш инструктор теперь проверит, включен ли он и ясно ли вы его слышите. Встаньте лицом в направлении взлета, а спиной - к параплану.

Поднимите немного руки и постарайтесь, чтобы свободные концы оставались в изгибах ваших рук по одной с каждой стороны. На большинстве парапланов группы строп, связанных свободными концами, отличаются по цвету, что позволяет легко разделить их между собой. Отлепите управляющие ручки от свободных концов и проденьте через них ладони. С этого момента во время всего полета и до конца посадки вы будете держать их в руках. Держите свободные концы около карабинов, соединяющих их со стропами, вытянув руки назад.

Подъем купола

Оглянитесь в последний раз вокруг, посмотрите наверх и вниз. Есть ли признаки неожиданного изменения погоды? Нет ли другого параплана иди дельтаплана поблизости в воздухе? Не пересекает ли какой-нибудь автомобиль, трактор или корова вашу посадочную площадь внизу? (Ваш инструктор уже все это проверил, но постарайтесь быть с самого начала независимым, насколько это возможно). Сообщите инструктору, что вы готовы.

Он предложит вам стартовать. Некоторые инструкторы делают это спокойным цивилизованным голосом, (Ну, раз ты готов, браток), некоторые с душераздирающим воплем, который разгоняет птиц во всех направлениях. Это вопрос личный. Поднимите немного руки, наклонитесь вперед, и глядя вперед начинайте бежать. Первые несколько шагов ничего не происходит. Потом внезапно какая-то огромная сила пытается остановить вас намертво на вашей беговой дорожке. Что происходит?

Когда вы двигались вперед, стропы, идущие от свободных концов к передней кромке параплана, натянулись первыми и потащили переднюю кромку вперед, надувая купол через передние отверстия. Купол начинает подниматься, и наступает момент, когда он раскрыт сзади вас как огромный парус, а его полная площадь около 25 квадратных метров сопротивляется вашему продвижению вперед.

Не уступайте. Наклонитесь вперед еще больше, работайте мускулами ног на пределе сил, и вы почувствуете, как сопротивление уменьшается; теперь ваш параплан поднялся над вашей головой и выпрямился под нужным углом атаки. Какое-то сопротивление остается: это сопротивление вашего крыла, составляющее около четверти вашего веса. Вы можете следить за изменениями, происходящими с парапланом, не глядя вверх, а по подъему свободных концов, за которые вы держитесь. Как только вы видите, что они встали в направлении вверх, это означает, что параплан над вашей головой. Отпустите свободные концы, оставив в руках только ручки управления, держите руки высоко и продолжайте бег.

Вам нужно теперь проверить, хорошо ли надут ваш параплан по всей своей ширине. Не делайте этого с помощью ряда быстрых взглядов через одно и другое плечо. Отбросьте голову назад один раз на мгновение и взгляните на весь параплан. Если он надут как надо - прекрасно. Если еще слабоват с одной стороны, дерните несколько раз за управляющую стропу с этой стороны, - и крыло, в большинстве случаев, надуется полностью. Верните голову в нормальное положение побыстрее после проверки купола и продолжайте бежать. Смотрите прямо вперед, не смотрите на параплан и на землю под ногами. Если ваш параплан пытается развернуть вас налево или направо, противодействуйте этому легким рывком противоположной ручки управления, держа ее ниже, пока курс не выправится. Затем опять поднимите руку.

Только теперь вы окончательно решаете, взлетать вам или нет. Если возникли какие-то проблемы с парапланом - неполное надувание, нет полной управляемости, перепутались стропы, небольшая ветка попала в стропы, появилась дыра или порез, которых вы не заметили раньше, - остановитесь, вытяните ручки управления полностью вниз, и параплан осядет на землю позади вас. Ваш инструктор погоняет вас через эту предварительную процедуру несколько раз на плоской поверхности земли без всяких взлетов в конце процедуры, чтобы вы хорошо ознакомились со всеми ее этапами.

Взлет

Вы бежите вперед по направлению к наклонной части вашего холма, параплан полностью надут и находится под управлением над вашей головой, руки держат ручки управления в верхнем положении, глаза смотрят вперед. Теперь ускоряйтесь. Наклонитесь еще немного вперед, поднажмите и, действительно, бегите, чтобы достичь вашей полетной скорости. Никогда не бегите слишком быстро во время взлета. Все, что может внести беспорядок и ввести в заблуждение, начинает происходить во время ускорения.

Во-первых, имеется сопротивление параплана. Вы не просто бежите, вы бежите против силы сопротивления и 15-20 кг. Чем больше вы наклонитесь вперед, тем легче бежать. Тогда начинает чувствоваться подъемная сила параплана. Пока вы бежали легкой рысью, ее было достаточно для поддержания веса купола над вашей головой. Теперь, когда вы ускорились, подъемная сила нарастает и притом пропорционально квадрату вашей скорости (помните?), пока она не станет равной вашему весу и не поднимет вас вверх. Но прежде, чем это произойдет, еще несколько трудностей и неприятностей.

Когда подъемная сила растет, она тащит вас вверх за плечи, пытаясь вернуть вас в вертикальное положение и делая бег против сил сопротивления опять затруднительным. Не допускайте этого: нагнитесь даже еще больше вперед и продолжайте ускоряться. Вы также откроете для себя, что с увеличением подъемной силы сцепление подошв ваших ботинок с землей становится проблематичным как раз тогда, когда оно более всего вам необходимо. Трение было приличным, когда вы давили всем весом на землю, а сейчас ваш вес "исчезает", и шипы ботинок скользят, особенно по мокрой траве или по песку.

Это физическая сторона процесса достижения максимальной скорости для взлета. Но имеется и психологический момент, нелегкий поначалу. Это совсем просто: не верьте тому моменту, когда параплан поднимает вас вверх при повышении скорости бега. Приготовьтесь внутренне к тому, что вам придется бежать весь путь вниз к подножию холма. Пусть для вас будет полной неожиданностью вдруг оказаться над землей, но и тогда не верьте этому, продолжайте бежать в воздухе некоторое время, как бы ожидая падения, что может слу-читься и случается. - Минуточку, - скажете вы. - Мы научены тому, что наш параплан может лететь со скоростью от 20 до 40 км/ч. Признано, что при 20 км/ч, когда ручки управления находятся на уровне талии или ниже, он должен схлопнуться до полной потери скорости. Но если руки все вре-мя подняты, как вы нас просите, эта штука должна взлететь со своей максимальной скоростью. Вы что, действительно, ждете того, что мы будем бежать так быстро вниз по холму, испытывая силу сопротивления, тянущую назад, и с подошвами, скользящими по траве или песку?

Ну, конечно, нет. Мы приготовили это напоследок. Когда вы действительно честно бежите с наибольшей ско-ростью, на которую способны, вы, вероятно, достигаете диапазона полетных скоростей. Теперь приведите руки вниз на уровень ушей, но не ниже плеч. Этим вы увеличили угол атаки. НЕ ПРЕКРАЩАЙТЕ БЕГ И НЕ ЗАМЕДЛЯЙТЕ ЕГО! Ваш параплан сейчас поднимет вас над землей, но продолжайте движения ногами, как будто вы еще бежите. Если сейчас произойдет схлопывание параплана, вы опять коснетесь ногами земли. Продолжая бежать, вы можете ускориться вновь и взлететь, может быть, не опус-кая руки так низко, как в прошлый раз. Если вы не готовы продолжать бег, вы упадете.

Все, что мы делали, делали для достижения максимально возможной скорости с парапланом на земле, при этом руки были полностью наверху, чтобы обеспечить наименьшее сопротивление и бежать быстрее, но одновременно мы обеспечивали наименьшую подъемную силу, требующую полетной скорости, скажем, 35 км/час, чтобы поддерживать нас в воздухе. Опустив руки вниз, - а мы достигли уже, допустим, 25 км/ч, - мы увеличили угол атаки нашего крыла для получения большей подъемной силы, достаточной для взлета при этой скорости, и мы взлетели.

В полете

Теперь вы находитесь в воздухе, стропы натянуты, ветер в лило, склон холма уплывает от вас. В первый раз это одновременно восхитительно я жутко. Через несколько секунд до вас доходит, что вы действительно летите и что ваш параплан держит вас вверху. Первый импульс после первого взлета - это схватиться за что-нибудь, а ближайшая подходящая вещь напротив вас - свободные концы. Не хватайтесь за них. Просто держите ваши руки вверху, сжимая ручки управления, и положитесь на вашу подвеску - она поддержит вас. (Если вы когда-либо занимались балетными танцами - это поможет).

Если во время взлета вы привели руки к уровню плеч, то теперь, когда вы уверены в том, что летите, а между вами и землей уже несколько метров, поднимите их вновь - и мягко и постепенно назад, к наивысшей позиции. Ваш параплан ускорится до своей максимальной полетной скорости, обеспечивая тем самым запас скорости, необходимый для посадки, и предохраняя вас от потери скорости и падения. Далее, даже если вы по-прежнему достаточно высоко, сведите ступни ног вместе, слегка вытянув их вперед, колени чуть согнуты - это правильная поза для посадки.

В процессе полета смотрите вперед по направлению к месту посадки. Не любуйтесь куполом над головой и не смотрите на землю прямо под йогами; это отвлечет вас от осознания общей ситуации. Вы теперь летите вперед в направлении места посадки. В первом полете вы еще не будете делать поворотов, учебные парапланы весьма стабильны, т. е. хорошо держат направление. Если же ваш параплан повернет слегка налево или направо, вы можете скорректировать курс, потянув за противоположную управляющую стропу. Из-за упругости воздуха произойдет задержка: реакция не будет немедленной, как при езде на велосипеде или автомобиле; больше это похоже на реакцию при управлении рулем лодки и даже медленнее, чем в этом случае. Скажем, ваш параплан повернут налево. Вы проводите правую ручку управления вниз, примерно на уровень плеча, мягко, без внезапных рывков, и ждете. Через некоторое время ваш параплан начнет поворачивать направо. Дождитесь, когда он вернется к исходному направлению движения, и поднимите руку назад, опять мягко и без толчков.

Ваш инструктор сообщит вам по радио, когда и как это делать правильно. Другой метод состоит в том, что ассистент инструктора, ожидающий вас в месте посадки, стоит липом к вам, имея пару круглых дисков с ручками - типа теннисных ракеток в руках. Он будет держать их все время точно там, где вы должны были бы держать руки, и будет двигать их, давая тем самым инструкции вам. Когда вы в крейсерском полете, он будет держать оба диска высоко над своей головой. Для поворота он опустит один, скажем, до уровня плеча, а вы будете следовать этому ручкой управления, расположенной с той же стороны. (Не обращайте внимания на то, что он опустил левую руку, чтобы заставить вас опустить правую; это из-за того, что он стоит липом к вам и получается вариант зеркального отражения. Просто опускайте вашу руку с той же стороны, как он, и на такой же уровень). Когда вы закончите поворот, он поднимет свою руку снова, а вы - свою.

Посадка

Вы летите со скоростью около 35 км/ч (приличная скорость при езде на велосипеде) и также скользя вниз со скоростью примерно 2 м/сек, а земля приближается. Если ничего не делать, вы приземлитесь с этой комбинацией горизонтальной и вертикальной скоростей, и посадка, даже если ноги вместе, а колени слегка согнуты, будет неприятной: вы можете совершить кувырок (классический парашютный вариант - через одно плечо). Это определенно далеко от нашего понимания приятного и красивого спорта; таких посадок на полной скорости следует избе-гать, и это легко сделать.

На высоте примерно трех метров над землей начните приводить ручки управления вниз одним непрерывным движением с тем, чтобы закончить его ниже бедер - так низко, как они пойдут. (Ассистент вашего инструктора будет вести вас в этом процессе сигналами своих рук). Вы начинаете снижаться и замедляете движение, пока не достигаете уровня, когда ваши ноги уже прямо над землей; вы движетесь медленнее, медленнее и, наконец, касаетесь земли на скорости ленивого бега, почти без всякого удара по ногам и с необходимостью пробежать всего несколько шагов (вы должны быть готовы к этому) до полной остановки, а на вашем лице тем временем расцветет широкая и гордая улыбка.

То, что мы делаем во время посадки, означает увеличение угла атаки, который увеличивает подъемную силу нашего параплана и уменьшает его скорость, пока не про-изойдет схлопывание. Но мы замедлили и схлопнули параплан, когда подошвы наших ботинок были в нескольких сантиметрах над землей, уменьшив нашу горизонтальную скорость до минимума, и это как раз обеспечило отличную посадку. Если вы выровняли полет слишком высоко, вы там и схлопнете его и упадете с этой высоты, оставшейся между вами и землей. Если пытаться выравнивать полет слишком низко, вы коснетесь земли на скорости большей, чем нужно. После нескольких посадок, совершенных по сигналам инструктора, вы научитесь выбирать правильно высоту выравнивания полета сами.

Повороты

Мы уже обсуждали эту тему, и мало что можно добавить на данном этапе. Повороты просты красивой простотой. Чтобы повернуть налево, вы тянете левую управляющую стропу, чтобы повернуть направо - правую. Совер-шая полет на полной скорости, когда руки вытянуты вверх, вы приводите руку со стороны, в которую поворачиваете, на уровне между ухом и плечом и ждете. Ваш параплан начинает медленный плавный поворот в этом направлении. Когда он повернул достаточно далеко, вы просто возвращаете руку на место над головой и поворот прекращается.

Пожалуйста, помните, что в повороте параплан теряет больше высоты, чем во время полета по прямой за то же время. Эта разница невелика для широких мягких поворотов, но все равно, вам никогда не следует поворачивать низко над землей. Оставляйте хотя бы последние 10 метров высоты для захода на посадку по прямой. На стадии учебных полетов вы начнете с небольших поворотов, выводя в воздухе "зигзаги" вдоль пути полета. Позже, если позволяет высота (вас уже могут взять на более высокий холм), вы будете совершать полный левый и правый повороты на 90 градусов, и затем на 180 градусов, летя по N-образному пути перед заходом на посадку. Ваши повороты на этом этапе будут всегда направлены в сторону места посадки, так что вы сможете видеть его и ассистента инструктора в любой момент, глядя вбок, но не назад через плечо.

[Назад][Далее][Оглавление]
asa@asa-paragliding.ru, +7 (910) 441-83-50