ASA - производитель снаряжения для парапланерного спорта. Парапланы, запасные парашюты,
подвесные системы, парамоторы, комбинезоны, шлемы, приборы, литература. А также школа, где мы вас научим летать.
ASA — производитель снаряжения для парапланерного спорта
asa@asa-paragliding.ru, +7 (910) 441-83-50 140180, г. Жуковский ул. Туполева д. 2

Введение в параглайдинг

Вы и Закон

В нескольких изумительных странах закон пытается взаимодействовать со сферой ваших развлечений минимально - в пределах строго необходимого. (Это не всегда удается, но по крайней мере попытки есть). В большинстве стран Запада закон требует от пилота параплана иметь так называемую "страховку третьей стороны", аналогичную той, что требуется от водителя автомобиля и по тем же причинам. Если вы не застраховали себя - это ваше личное дело. (Кстати, если у вас ухе есть страховой полис на страхование жизни или от несчастного случая, он может не касаться спортивного направления, связанного с парапланом, проверьте, что там напечатано мелким шрифтом). Закон, однако, должен защищать невинную третью сторону, которая может пострадать и что-то повредить в результате вашего занятия парапланеризмом, и вот это и учитывает ваша страховка третьей стороны.

Что вы можете причинить другим своим телом на ско-рости 25 км/час и мягким парапланом? Измять несколько квадратных метров злаковых - не так страшно. Невинный зритель, захваченный за шею стропой вашего параплана и протащенный по земле - это уже хуже; то же можно сказать о загорающем на пляже, если вы приземлились прямо на него, а медслужба и суд решили, что вы сломали ему спину, сделав его инвалидом на всю жизнь, и теперь должны поддерживать его и его семью. Это все маловероятно, но это может случиться и тут пригодится ваша страховка третьей стороны. Найдите через свою школу парапланеризма, клуб, ассоциацию или журнал, какие кампании предлагают подобную страховку. Если их несколько, сравните условия. Они будут интересоваться доказательством вашей компетентности, наиболее вероятно - сертификатом пилота параплана, что является еще одной причиной для прохождения вами официального курса.

Частная собственность

В алчных капиталистических странах закон и собственники смотрят искоса на незваных странников, шляющихся по их полям и лугам, топчущих почву под ногами, пугающих ягнят и оставляющих кучи мусора, неважно прибыли они по суше или под парапланом. Если вы курите, поджигаете спелую кукурузу или стог сена - еще хуже.

Взлетая с территории частного владения или приземляясь на нее, надо заручиться согласием владельца. В особо привлекательных местах есть шансы, что местная школа или клуб уже имеют соответствующую договоренность - поинтересуйтесь.

Если по каким-то причинам вам пришлось приземлиться на чью-то территорию, не ускользайте прочь, видя, что хозяин рядом. Соберите свою смелость и хорошие манеры, подойдите к нему, извинитесь и объясните причину. Если вы не двадцать восьмой пилот парапланерист, который приземлился па его поле за сегодняшний день есть вероятность, что он не только простит вас, но и пригласит на чашку чая или пинту пива: он может даже заинтересоваться вашим видом спорта.

Правила движения

"Здесь лежит тело Майкла 0'Дея, который погиб, прокладывая правильный курс. Он был прав, смертельно прав, шел под парусом один; Но только мертв он в той же степени, как если бы был неправ."

Эта очаровательная старая эпитафия о праведном, но излишне упрямом моряке за многие годы была расширена словесной подменой: шоферы и пилоты заменяли, "идти под парусом" на "вести машину" и "лететь", соответственно.

Первое и главное правило воздушной дороги гласит: если только вы не знаете лично другого пилота и не уверены полностью, что он знает правила и подчиняется им ПРЕДПОЛАГАЙТЕ, ЧТО ОН НИЧЕГО О НИХ НЕ ЗНАЕТ И ПРЕДОСТАВЬТЕ ЕМУ ВСЕ ПРОСТРАНСТВО. Если в воздухе слишком много парапланов вокруг вас, снижайтесь н приземляйтесь, вы не получите никакого удовольствия все равно. Столкновения хуже всего, как и использование запасного парашюта, особенно, если вы находитесь на малой высоте.

Правил несколько, и их легко запомнить. Все управляемые летательные аппараты, включая все глайдеры и нас, - остерегаются воздушных шаров. Все моторные аппараты - самолеты, вертолеты, автожиры, сверхлегкие аппараты, воздушные корабли и даже парапланы с мотором (есть такая штука, она описана ниже) - остерегаются безмоторных глайдеров. Среди глайдеров планеры остерегаются дельтапланов и парапланов, а дельтапланы остерегаются нас. Чтобы избежать лайнеров, пилотам парапланов со-ветуют - если это не заложено в законе, не летать в окрестностях аэропортов. По этой же причине не летайте выше, чем 900 м над уровнем моря, а, если вы ухе стар-товали с высоты более 900 м над уровнем моря, не уходите выше 300 м от этого уровня. Не надо летать, если видимость меньше 8 км. Вы сможете избежать столкновения с другим парапланом, но быстро летящий самолет может не успеть избежать вас. Оставайтесь на расстоянии хотя бы 300 м ниже опасных облаков, таких как дождевые. Если вы на одном уровне с таким облаком, держитесь на расстоянии не менее 1500 м от него. (Вам уже советовали, что при таких облаках лучше всего находиться на земле). Не летайте на расстоянии меньше 50 м от любого препятствия на земле, из которых худшее - это линии электропередачи.

Взаимодействие двух парапланеристов

Вы должны всегда знать, что кто-то находится в воздухе вместе с вами и знать его местоположение. Тот. кто выше, старается избежать того, который ниже. У того, кто ниже, меньше шансов вовремя сманеврировать. Видимость сверху для него ограничена куполом, и он может даже не заметить вас.

На одной высоте: Если двое сближаются "в лоб" на большой или достаточно большой высоте, каждый поворачивает направо: Сближаясь "в лоб" около гребня, тот, кто может повернуть вправо от гребня, уступает дорогу тому, у кого гребень справа и, значит, он может врезаться в него если повернет в этом направлении.

Возвращаясь к большим высотам без препятствий: если два параплана оказались рядом, летя под прямым углом друг к другу, тот, кто видит второй параплан справа, т.е. приближающимся с правой стороны с намерением пересечь первому путь, уступает дорогу, поворачивая влево. Этот левый поворот дает уверенность в том, что параплан, который уступает дорогу, будет лететь в том же направлении, что и другой параплан, когда они окажутся ближе и, таким образом, они избегут лобового столкновения. По той же причине при входе в термальный поток, когда там уже кружит кто-то, всегда поворачивайте в ом же направлении, независимо от того, вошли вы в поток ниже или выше другого пилота. Два параплана, стоящие в термальном потоке на одной высоте, должны оставаться диаметрально противоположными друг другу, так чтобы расстояние между ними было безопасным и они могли бы видеть друг друга, глядя в сторону.

Приближение сзади и обгон. НЕ ДЕЛАЙТЕ ЭТОГО! Что бы ни провозглашали другие правила, всегда дер-жите безопасную дистанцию не менее 50 и между вами и другим парапланом. Одна из причин - турбулентные потоки (опять!), на этот раз созданные вашим собственным парапланом в районе кончиков крыла и носящие сухое латинское название vortexes (вихри). Ваш параплан развивает подъемную силу за счет того, что давление внизу больше, чем давление над ним. Воздух большего давления всегда пытается воссоединиться с воздухом низкого давле-ния, но вдоль всего размаха крыла это ему не удается, т.к. есть препятствие в виде купола, поэтому двум воздушным потокам приходится ждать, пока они встретятся вместе уже за задней кромкой; дело обстоит иначе у концов крыла. Здесь воздух высокого давления может проскользнуть вокруг кончика крыла вверх, и он это делает. Это придает воздуху ротационное движение, оставляющее невидимый след турбуленции типа "штопора", тянущийся за каждым концом крыла на определенное расстояние. Если другой параплан попадает в эту турбулентность, у него может сложиться кончик крыла или передняя кромка, что непри-ятно и опасно, если происходит около земли или гребня.

Заход на посадку: все сказанное выше применимо и здесь. Параплан, расположенный выше, остерегается того, что ниже. Не приближайтесь сзади и не обгоняйте! Если вы находитесь на одной высоте бок о бок, но, конечно, на безопасном расстоянии и собираетесь приземлиться на одном и том же поле, тот кто слева, должен целиться в левую часть поля, а тот, кто справа,- в правую. Если поле мало, но за ним есть другое, параплан, для которого оно более удобно должен уйти на посадку на соседнее поле.

Теперь перечитайте начало этой главы и помните, что любое происшествие лучше, чем столкновение в воздухе. Если вы встречаете незнакомцев с парапланами на месте ваших взлетов, вступите с ними в разговор (это всегда легко) и попытайтесь выяснить (дипломатично, выражения типа "вы, болваны, вероятно не знаете главного..." не приведут к длительной дружбе), знакомы ли они с правилами. Если нет, расскажите им об этом, достаньте эту книжку из бокового кармана и покажите иллюстрации.

[Назад][Далее][Оглавление]
asa@asa-paragliding.ru, +7 (910) 441-83-50