ASA - производитель снаряжения для парапланерного спорта. Парапланы, запасные парашюты,
подвесные системы, парамоторы, комбинезоны, шлемы, приборы, литература. А также школа, где мы вас научим летать.
ASA — производитель снаряжения для парапланерного спорта
asa@asa-paragliding.ru, +7 (910) 441-83-50 140180, г. Жуковский ул. Туполева д. 2

Чемпионат по парапланерной корриде 2002

В этом году интрига на чемпионате была особенной. Особенной, потому что сезон-2002 оказался на редкость результативным и удачным на полеты. Из Европы приехали наши: довольные, улетанные и готовые к бою. Но и мы тут не лыком шиты: за лето в Подмосковье налетаны сотни километров, у нас новое снаряжение и мы еще посмотрим, чья возьмет!
А новые имена? А традиционно сильные местные юцкие пилоты?
В общем, каша заваривалась интересная, с перчиком.

Я слегка мандражирую. Мне приходится ехать на чемпионат с малознакомым и почти учебным парапланом. Все-таки Airea Rebel - это DHV 1-2, на спортивное крыло непохоже. Что я смогу противопоставить навороченным Градиентам и Джинам?

И вот оно, началось.

Первый летный день

Облака идут низко, едва 200 метров над горой. Сплошное облачное одеяло: где здесь потоки? Новички удивленно задают вопросы, неужели сегодня кто-то куда-то полетит? Нормальные люди в такую погоду обычно дома сидят, телевизор смотрят… Однако бывалые пилоты сосредоточенно щелкают карабинами и готовятся к взлету. Плавали - знаем: чудеса бывают, еще как бывают.

Так и выходит! В воздухе тесно от парапланов и ругани, мы не привыкли летать в толпе. Но время от времени рой вздувается - это потоки! Они есть! Летим! Щелк-щелк, пошли "паровозы", кто не успел - тот опоздал!

Двадцать один пилот выходит за L-нулевое, лучший результат у Руслана Хохлачева из Питера - 11 с половиной километров, день разыгран!

Я доволен, я тоже улетел. Очки за день чепуховые, но дело не в них. Меня радует новое крыло: я вижу, что Смоляков на своем спортивном "Эклипсе" не больно-то меня обходит. Значит, еще поборемся.

Вечером новое развлечение. В лихой компании садимся играть в преферанс на деньги. Рубль-вист, ставки невелики, но все же. Удача со мной и здесь, а Шорохов "взлетает на вертолетах", так-так, 300 рублей давай сюда!

Второй летный день

Брифинг оживленный - похоже, погода будет. Судья суетится, РП раздает ценные указания пилотам. Шорохов, наш прошлогодний чемпион, произносит речь, он заявляет, что вчера конкурирующая команда в моем лице устроила диверсию! Народ хохочет, а Коля предупреждает всех, что со мной играть на деньги нельзя.

Ставят задание на Боргустанскую, это 38 км, старт воздушный. Окно открыто, поехали! Как положено, лечу фотографировать "крест". И тут же поток! Крутим, в попутчиках Каспер и кто-то еще. Нас мало для паровоза, ну и пусть - выкручиваем и на переход!

Ого, первый переход едва не становится последним. Расходимся с Каспером веером, но толку мало. До земли остается едва ли 200 метров, когда Каспер что-то находит. Я к нему, по треку GPSа это видно. Выкручиваем с трудом, я ухожу метров со ста. Нервничаю.

Ветер сносит как надо, но база облаков низкая до ужаса. Вот и Ессентуки. Лететь через город на такой высоте страшно. Каспер бросает меня и уходит южнее, в направлении Кисловодска. Я ругаю его последними словами и режу через город напрямик.

Со мной еще один попутчик. Ну что за чучело, боже мой! Стоим на переходе, а он у меня точно в кильватере! Эх дядя, дядя…

Город позади, но высоты уже нет. Мой попутчик садится. Я в ужасе и борюсь изо всех сил: финиш уже близко, мне нужен еще только один поток! Однако боги глухи, еще несколько километров и посадка, моя дистанция - 24 км. Вижу два маленьких паровоза. Они явно претендуют на финиш. Злюсь на себя.

Доезжаю на попутке до финиша и вижу, что здесь никого нет! Что случилось? Здесь должно быть не меньше семи радостных физиономий. Где они? Судья говорит, что видел один аппарат недалеко, недотянул парень буквально пару километров. Что происходит?

Фантастика. В такой день - и никого на финише. Лучший результат у еще одного питерца, Егора Тереньтева (36,4 км). Масленников - второй (32,2 км), Собетов - третий (31,9). Похоже, команда Санкт-Петербурга начинает лидировать.

К финишу подъезжает милицейская "шестерка". Один из них требует с нас документы, второй стоит на дороге и держит нас на прицеле своего "Калашникова". Что мы натворили? Оказывается, все просто. С точки зрения милиционеров, ужасно подозрительно, когда посреди дороги останавливается машина, из нее выпрыгивают какие-то мужики с мешками и шныряют куда-то в поля. "Что у вас в мешках, ребята? Конопли нарвали и бежать?". Документы есть не у всех, но конопли у нас нет, это видно.
"Все нормально, братуха?"
"Да" - отвечает тот, что осматривал наши мешки.
Калашник закидывается за спину и начинается неспешный разговор за жизнь.

Вечером снова преферанс. Поочередно зажигают Влад Локтев и Влад Весна. Деньги ездят по столу туда-сюда, я немного проигрываю.

Третий летный день

Смена ветра на северный. Сегодня мы летим в сторону Тамбукана. Ой ли? Динамика нет и мы высиживаем на восточном старте. Погода вроде бы есть, но где она? Разведка сыпется вниз как семечки. Что за ерунда?

Внезапно со старта срывается Паша Пиф, за ним Смоляков, двукратный чемпион России. За ними кто-то еще, но все бесполезно. Поздно, единственный поток за день оказался слишком коротким для всех желающих. На маршрут уходят всего два пилота, но L-нулевоe пройдено и день разыгран!

Уникальный день в своем роде получился. Первый Ершов (14,5 км), Смоляков второй (7,1 км) и 80 пилотов на третьем месте. Что за комедия!

Вечером снова карты. У нас пополнение, приезжает Дима Дефендер. Он недавно научился играть в преферанс и рвется в игру. Мне и Владу Локтеву прет со страшной силой, он забирает больше 500 рублей, я кладу в карман 350. Шорохов запрещает мне появляться в их лагере. По лагерю начинают ползти слухи, зеленый цвет шатра вызывает уже вполне конкретные ассоциации.

Четвертый летный день

Снова север, но погода явно лучше. Потоки есть, это видно по облакам и разведчикам погоды. Сегодня нам ставят задачу слетать за Тамбукан с возвращением. Дистанция 47 километров и все настроены до финиша долететь. Я тоже готовлюсь.

Стартовое окно открыто, все ждут первого потока. Со старта уходит разведчик, он летит в лагерь, но по дороге втыкается в поток. "РП, банзай!" Вместе с еще десятком пилотов я устремляюсь к потоку и… фол! Ловушка для кошек.

Смоляков единственный умудряется вернуться на старт, остальные сыпятся кто куда. Я сажусь на "огурец" и спешно собираюсь наверх. Ленивый Каспер так сильно не хотел идти пешком, что решил бороться до конца и сел в самом низу, в лагере. Ха-ха. Но мне самому совсем не весело. Надо мною один за другим в небо уходят парапланы, их много, не меньше тридцати. Ярость придает мне сил и я, городской житель с плохой дыхалкой, как могу, лезу в гору. Вот уже видно старт, я разбрасываю купол для старта, но вместе с хриплым криком "РП!" я падаю в изнеможении на колени. Бобик сдох.

Это была самая дорогая ошибка за все соревнования: в этот день больше паровозов не было. Не смотря на то, что финиша снова никто не достиг, L-нулевое взяли 37 пилотов. Лучшие по дню: Тараканов (16,6 км), Рысенко (15,1 км) и Пиф (14,5 км). Я утешаю себя тем, что очков за день дали все равно мало и впереди еще много дней.

Вечер тоже явно не задался! Ставки уже подняли до трех рублей за вист. Удача явно на стороне Весны и Шорохова. Проиграл 300 рублей. Так и в гороскопы недолго поверить.

Пятый летный день

Ранний брифинг, спешный подъем на гору. Погода видна невооруженным взглядом! Дует северо-запад и многие опасаются, что будет гроза. Оперативно ставят 30 км за Тамбукан, старт отрыт.

"РП", "РП", "РП"!!! Не проходит и десяти минут, как на старте не остается почти никого. Не меньше 60 аппаратов разом срываются на маршрут. Вид всего неба в куполах завораживает.

Сегодня главный судья соревнований лично присутствует на горе. Пока встегиваюсь в подвеску, спрашиваю:
"Петр Иванович, у тебя нет ощущения, что ты находишься на Чемпионате Мира?"
"О тож! Есть конечно!"

Да, день редкий, мешкать нельзя. Взлет.
Что за черт? Северный ветер усиливается. Набор с сильным сносом, переход. Снова набор. Боже, как жутко сносит на юг. Отчаянный бросок на север заканчивается тем, что нервы сдают, я разворачиваюсь и лечу к краю паханого поля. Высоты остается метров сорок, я вижу расстеленный на земле купол и сам готовлюсь выпускать шасси. Пилот на земле машет мне рукой. Как оказалось, это была Марина Олексина, будущая чемпионка в женском зачете.

А вот и нет! Рано сдавался! С сорока метров - снова в набор! Моментально собралась компания, среди которых я вижу Круглова, Пифа и Леху Крапивина. Снос чудовищный, еще немного - и мы сдуемся за Золотой Курган. До кромки еще не близко, но мы прыгаем на переход: жевать сопли дальше было бессмысленно.

Я снова пытаюсь прорваться на север, отчаянно топя акселератор. Тщетно, с таким трудом набранная высота стремительно тает. Идея вернуться к северной стороне Золотого Кургана и попытать счастья там приходит слишком поздно и я на долете прохожу несколько сот метров в сторону дороги.

Южнее уже видна гроза, именно она так бешено сосет под себя воздух. Кто-то из паровоза еще борется, но видно, что снос убивает всякую надежду. Чем дольше пилоты борются, тем дальше они уходят от линии маршрута. Самый умный оказался Круглов, который с потока просто встал на акселератор и больше не искал никакого счастья, он долетел до Тамбукана.

Пока добираемся до дороги подбора, узнаем новость: Шорохов, Гусев и еще пара человек успели вернуться на старт и снова идут по маршруту! Все в ажиотаже смотрят в небо. Южнее бабахает и сверкает, но шансы у ребят вроде есть! Вскоре мы видим два параплана, но они не дотягивают даже до поста ГАИ. Все, день закончен.

Финиш снова не взят и результаты дня ошеломительные. Не смотря на то, что 39 пилотов прошли L-нулевое, очки снова смехотворные. Лучшие по дню - Виталик Шабанов (16 км), Илья Смоляков (15,7 км) и Рамиль Якупов (12,2 км). Уже ясно, что этот Чемпионат России вызывает смех и недоумение. Все надеются, что "завтра будет погода", а Клепов, наш РП, ехидно окрестил происходящее "парапланерной корридой".

До сих пор, когда я смотрю на трек своего полета в этот день, меня кидает в оторопь: я никогда в жизни еще не летал 7 километров так долго и мучительно.

Зато вечер удался на славу! В составе игроков происходят поочередные замены, к нам присоединяется Клепов, матерый и опасный соперник. Не смотря на это, я не только отыграл вчерашний проигрыш, но и добавил немного "на мороженое".

Шестой летный день

Многообещающее утро с восточным ветром. Уже до брифинга можно было спорить, что сегодня нас ждет станица Бекешевская! Так и вышло, упражнение поставили именно туда, с двумя поворотниками после Ессентуков и в Суворовской.

Первыми срываются Острицов и Хохлачев. Вдвоем, они выбирают в потоке и уходят на переход. Как ни странно, составить компанию им никто не торопился. Разве что чуть позже уходит в гордом одиночестве Виталик Шабанов. А зря!

Уже очень скоро Юцу стало накрывать грозой. Многомудрый РП не стал закрывать старт, однако большинство пилотов решило, что песенка спета и не стоит мокнуть: толпа с гиканьем посыпалась в лагерь.

Тем не менее кое-кто из нас остался на горе в надежде, что гроза пройдет мимо и вторая серия погоды еще будет. Почти так и вышло: около четырех часов небо очистилось. Те, кто слетел в лагерь спешным порядком полезли обратно на гору, а тем временем мы носились с восточного старта на западный и обратно, пытаясь угадать, откуда сейчас "попрет".

К пяти часам вечера, то есть к закрытию стартового окна, метания приобрели отчаянный характер. Каким-то чудом Шорохову удалось подбить Гусева на отчаянный шаг: Дима взлетел с западного старта и пошел по прямой через поселок к ближайшему облаку. К сожалению, авантюра не выгорела. Еще один день закончился ничем.

Тем не менее, день был снова разыгран! Лучшие по дню: Руслан Хохлачев (17,1 км), Сергей Острицов (16,5 км) и Виталик Шабанов (13,3 км). Однако вечером мы узнаем, что за посадку в черте города главный судья обнулил результат Острицова! Ох и "везет" же Шутику на судейство - это уже не первый раз, когда на Сереге судьи делают образцово-показательные порки. И хотя очки за день снова были мизерными, особого оптимизма пилоту нашей команды эта новость не добавила.

Вечером азарт и авантюризм достигли своего апогея. Играли несколько партий, в одной из которых Шорохов решил отбить свои потери и с головой ушел в жестокие "мизера". Если учесть, что из первого же мизера он вышел с четырьмя взятками при игре в три рубля за вист, то дальнейшая картина напоминала сцены из гусарской жизни. Чудовищная битва закончилась там, что Колек только за одну партию отдал без семи рублей тысячу!

Седьмой летный день

Неужели дождались? Неужели вот оно, счастье?
Спешный брифинг и супер-спешный подъем на старт. Упражнение ставят вчерашнее, без изменений. Однако сегодня все настроены очень решительно.

В 11.50 открытие стартового окна. Моментально в небо прыгает первый паровоз, но его "дымный след" уходит в землю на первом же переходе: рано. Погода еще не сформировалась. Второй паровоз уходит гораздо основательнее, но все равно рановато, как казалось!

Я выжидаю. Рядом выжидает Смоляков. Мы ходим за гору смотреть погоду. Гроза, вроде, не собирается, но со стороны Кисловодска по верхам плывут какие-то нездоровые облачные ошметки.
"Да ну его в баню, пойду покатаюсь", - говорит Илюха и взлетает.
"Действительно", - говорю я и взлетаю чуть позже.

Сзади слышу недовольные возгласы Влада Локтева, глядя на нас, он совершенно расслабился, выстегнулся из подвески и закурил. Наш взлет застал его врасплох: вечером он будет на меня ругаться.

Без проблем набираем в первом потоке. Нас много, больше двух десятков аппаратов. Кручу по очереди с разными пилотами. Юпень после нескольких витков кричит мне: "А с тобой приятно!". Ну да, ведь мы все так устали от бесконечной толкотни и хамства в воздухе. Казалось, что сегодня мы всей этой дружной компанией летим прямо на финиш.

А вот и нет! Уже на первом переходе, в районе военчасти, мы попадаем под "кризу" и начинается форменный "Титаник". Долгое и обреченное выживание в нулях. Видно, как поочередно у пилотов сдают силы и нервы: то там, то сям парапланы отваливаются и садятся.

Нас ждала та же участь, весь наш "звездный" паровоз расселся в районе дач под Ессентуками. Позже мы узнали, что только один Круглов взял первый поворотник и прошел немного дальше. Все надежды на повторный старт оказались тщетны: очередная гроза закончила и этот летный день. Первый Круглов (24 км), второй Хохлачев (18 км), третий Шабанов (17,5 км). На скриншоте видно два трэка, красный - мой (14 км), фиолетовый - Острицова (12,2 км).

На следующий день мы проснулись в сплошной облачности на уровне огурца и стало ясно, что новым чемпионом России стал Виталик Шабанов (Ставропольский край, команда "Экстрим-стиль", параплан AVAX). Вторым стал Руслан Хохлачев (Санкт-Петербург, команда ASA, параплан Rival). Третий - Пиф, он же Павел Ершов (Ставропольский край, команда X-Ocean, параплан Escape).

Я поздравляю Виталика с победой. И хотя трудно серьезно относиться к соревнованиям, в которых у победителя по результатам семи (!) летных дней накопилось всего 474 очка, факт остается фактом. Без сомнения, Виталик Шабанов выступил лучше всех остальных пилотов. В следующем году именно он будет поднимать флаг на Чемпионате России-2003.

Что касается меня, то я остался очень доволен. Доволен всем. Новым крылом, которое оказалось отличным парителем, не смотря на все мои опасения. Своим результатом: 11 место, конечно, не первое, но выглядит тоже красиво. Я также очень доволен, что лично познакомился с веселыми людьми, с которыми до этого общался исключительно по интернету: в реальной жизни они оказались еще интереснее, чем я предполагал. А что касается преферанса, то я супердоволен: по итогам всех игр я остался в выигрыше где-то на тысячу рублей…

Чемпионат России закончил первоклассный сезон-2002. В этом сезоне мы сделали много отличных полетов, поставили новый рекорд России, улучшили личные рекорды. И надеюсь, в следующем сезоне мое увлечение парапланеризмом принесет мне еще больше радости.

Интрига никуда не делась. Что будет дальше? Поживем - увидим!

Николай Крушевский
aka Termik

asa@asa-paragliding.ru, +7 (910) 441-83-50