Автожир
Автожир - это летательный аппарат, что-то среднее между самолетом и вертолетом. Вместо крыла у автожира вертолетный винт, но привода от мотора на этот винт нет, винт раскручивается набегающим потоком воздуха. Как только винт раскрутится до 250 об/мин - можно лететь. Это похоже на крыло параплана, оно ведь тоже надувается набегающим потоком. И вообще автожир и параплан с мотором во многом похожи друг на друга. Они оба умеют взлетать почти без разбега и садиться без пробега, не боятся отказа двигателя, одинаково не переносят отрицательные перегрузки, но зато при хороших положительных перегрузках маневрируют очень лихо. Но у автожира есть и совершенно уникальные свойства.
![]() | ![]() | ![]() | ![]() |
![]() |
В России летательный аппарат системы автожир не то чтобы не популярен, скорее неизвестен, точнее очень хорошо забыт. А в легкомоторной авиации Канады и Соединенных Штатов доля автожиров весьма существенна, там их летают десятки тысяч. И некоторые долетели даже до России.
Летательный аппарат на фото - это американский автожир марки "ДОМИНАТОР", один из нескольких завезенных в Россию и адаптированных к нашим условиям.
По комфорту и дизайну "Доминатор"весьма похож на дельталет. Правда, цена из-за американского производства несколько больше (пока). Зато эксплуатационные расходы на 1000 часов налета составляют гораздо меньшую сумму.
Концепция "Доминатора"такова: летные качества (особенно управляемость и запасы устойчивости) прежде всего, пусть даже в ущерб комфорту и дизайну. И эта концепция впечатляюще реализована на практике. Любой пилот, а особенно пилот дельталета наверняка и сразу оценит летно-технические характеристики "Доминатора":
- минимальная скорость горизонтального полета - 17 км/час
- максимальная скорость - 150 км/час
- время разворота на 360 градусов - 4—5 сек
- умеет летать боком, немножко задом и вращаться вокруг вертикальной оси
- не сваливается вообще
- пробег на посадке в полный штиль - 5—6 м
- уверенно летает при ветре 15 м/с и сильной болтанке
Компания "Телеспецназ" сняла очень впечатляющий фильм о том, как Дмитрий Ракитский умеет летать на "Доминаторе". Видео есть в продаже.
У автожира системы "Доминатор" есть еще одно очень важное свойство. Один его экземпляр в полной боевой готовности стоит в гараже у хорошего пилота-инструктора (см. видео) прямо на краю взлетной площадки.
Так что при желании можно:
- увидеть демонстрационный полет своими глазами;
- покататься на автожире;
- научиться летать на нем;
- купить автожир;
- нанять для выполнения каких-нибудь воздушных работ. Для воздушных съемок в России нет летательного аппарата лучше "Доминатора".
- принять участие в запуске в серию российского автожира (лучшего, чем "Доминатор").